📚🪔 В ленте вижу литературные группы вспоминают Шишкова А.С. - и такие скучные тексты - дудудуду, читать невозможно. Жалею, что у меня нет литературного таланта написать какой это был крутой чудак, честный, искренний и открытый человек, строгий в своих правилах до упрямства, но, как сказал Аксаков: "Боже мой, как бы я желал многим добрым людям настоящего времени поболее этого упрямства, этой горячей ревности..." Национальное единство... Александр Первый понял как важен язык для общения с народом. Когда встал вопрос о формировании идеи национального сплочения, в основе которой - язык, а не политическое единство - ведь к началу войну среди сословий никакого единства в понимании что это за война и зачем она, не было: "Паника и беспорядок поддерживаются слухами о неимоверно громадными силами Наполеона...., а равно и слухами о массе возмутителей, возбуждающих народ к бунту, к прекращению полевых работ и избиению помещиков..... Иным уже мерещится пугачевщина.... и мужики... ожидают вольности". Дворяне и купцы так же намеревались нажиться на военных поставках. - в общем, не было предпосылок для национальной идентичности, а существовали серьезные противоречия между различными слоями общества. «Кто мог предвидеть, — говорил впоследствии Шишков о времени начала войны, — что праведная месть за сожжение столицы и поругание мощей и храмов ее, соединяясь с любовью к отечеству, ополчит руку дворян и народа неутолимым гневом и мужеством?» Так вот, лучшим проводником этой идеи оказался опальный Шишков. Нужны были тексты понятные и крестьянам, и мещанам, и духовенству, и т.д. И вот тут выступил Александр Семенович. Помню, в студенческие годы встречалась с одним студентом Высшей школы КГБ и он рассказывал, как они подробно изучали Манифесты Шишкова 1812 года, как идеологический инструмент, как ловко/правильно/своевременно там подчеркивалось то одно, то другое и как это действовало и тд и тп. И как формировалось сознание, и как они заложили основу восприятия войны 1812 года, и что там было манипуляцией и тд и тп. И как создавался миф...., но я, кстати - я за мифы, потому что они есть интеграл, как я это понимаю и они очень нужны. В 19 веке имя Шишкова означало в основном 1812 год и вообще любовь к родному/природному языку: "Обдумав наконец намеренья благие, Министра честного наш добрый царь избрал, Шишков наук уже правленье восприял. Сей старец дорог нам: друг чести, друг народа, Он славен славою двенадцатого года; Один в толпе вельмож он русских муз любил, Их, незамеченных, созвал, соединил..." (Пушкин) Очень горько, что в 20-ом веке его вспоминают по "мокроступам", "водометам", "шарокатам" и т.п. Хотя очень современно читаются его слова: «Делайте и говорите, что вам угодно, господа любители чужой словесности; но сия есть непреложная истина, что доколе не возлюбили мы языка своего, обычаев своих, воспитания своего, до тех пор во многих наших науках и художествах будем мы далеко позади других. Надобно жить своим умом, а не чужим» *** "Петр Великий желал науки переселить в Россию, но не желал из россиян сделать голландцев, немцев или французов, не желал русских сделать не русскими." *** «Кажется, как будто все училища превратились в школы разврата, и кто оттуда ни выйдет, тотчас покажет, что он совращен с истинного пути и голова у него набита пустотой, а сердце самолюбием, первым врагом благоразумия». *** И известный анекдот с подарком Павла - 250 крепостными. Шишков про них забыл. Оброк никакой не определил, естественно и они сами пришли к Александру Семеновичу с просьбой наложить хоть какой-нибудь, так как совестно перед другими, а их это не разорит. Шишков пришел в восторг, и не от предложения крестьян, а от их речи и таскал делегатов по своим знакомым, прося повторять и повторять сказанное. Еле отвязались крестьяне от него. Оброк он установил им очень легкий да и тот весь расходовался на нужды деревни. Вот такой был ревностный крепостник и защитник монархии. В общем, за Александра Семеновича🥂🙂